В этой статье я расскажу о том как составить полноценное портфолио учителя и сделать сайт учителя. Вы узнаете какова структура портфолио педагога и какие виды электронного портфолио бывают. Мы также рассмотрим основные ошибки, допускаемые при оформлении портфолио.
Для начала предлагаю определиться, какого же рода слово "портфолио" - мужского или среднего? В современных словарях данная лексема пока не зафиксирована, и даже программа Word подчёркивает это слово красным, как написанное с ошибкой. Отмечу, что слово "портфолио" не склоняется, а употреблять его можно как в мужском, так и в среднем роде. Для своей статьи я выбрала последний вариант.
В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами". Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, предлагаю вам своё...
Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.






Зачем нужен портфолио?
Что такое портфолио? Зачем современному учителю нужен портфолио? Думаю, что сегодня в школе не осталось ни одного учителя или ученика, кто не знал бы, что такое портфолио. Но до сих пор нет чётко отобранных критериев, которые помогли бы составить свой потфолио. А отсюда и появляется такое разнообразие форм представления результатов собственной деятельности, объединённых общим названием – ПОРФОЛИО. Услышав о новой форме аттестации, я заинтересовалась, как можно создать свой портфолио, какую информацию можно там разместить. Я увидела три варианта так называемых портфолио. Почему так называемых? Потому что считаю, что ни один из них не может считаться настоящим портфолио. Что же я там увидела? В первом варианте я познакомилась с несколькими таблицами, графиками и диаграммами, в которых отражены результаты деятельности педагога в качестве учителя-предметника. Во втором варианте можно прочитать заявление на аттестацию в полном соответствии с квалификационными требованиями. Здесь уже видны некоторые педагогические приёмы и методы, которыми учитель пользуется наиболее часто и успешно. Отражена деятельность учителя как классного руководителя. А в третьем варианте после коротенькой историко-биографической справки о педагоге размещены грамоты, дипломы и благодарности, полученные педагогом в результате участия в различных конкурсах, марафонах, семинарах и т.д. Согласитесь, что, действительно, в отдельности каждое из трёх портфолио нельзя считать настоящим, полным, позволяющим увидеть педагога во всех его ипостасях. Именно тогда я подумала, что настоящее портфолио должно объединять всю информацию об учителе. То есть, если объединить все данные из трёх вариантов портфолио в один, да внести информацию о результатах, которых добиваются ученики под руководством педагога, тогда, возможно, получится более-менее полноценный вариант.
            Итак, теперь попробуюпорассуждать, из каких разделов должен состоять портфолио и какую информацию можно разместить в этих разделах. Открываться любой портфолио должен краткой биографической справкой учителя, в которой можно разместить личные данные, данные об образовании, квалификационной категории, сроках последней аттестации.
            Следующим разделом портфолио я бы сделала раздел «Моё педагогическое кредо». Ведь каждый учитель выделяет для себя несколько наиболее важных правил и положений, которых он придерживается в своей работе. Хорошо бы, чтобы своими взглядами на воспитание и образование педагог поделился бы в этом разделе. Это может быть эссе, сочинение-рассуждение или любая другая творческая работа.
 Если учесть, что портфолио просто необходимо каждому учителю, чтобы систематизировать те результаты, которыеполучены педагогом в результате его труда, ведь он содержит фактические данные за несколько лет работы, то третьим разделом может быть раздел «Результаты образовательной деятельности». Здесь, вероятно уместно будет разместить сведения о качестве обучения по предмету, о результатах экзаменов, об итогах участия учеников в предметных конкурсах и олимпиадах.  Тогда портфолио поможет проанализировать и спланировать собственную деятельность. Следовательно, в аттестационный период педагогу, систематически работающему над портфолио, будет гораздо легче составить любую аналитическую записку, касающуюся  его профессиональной деятельности. Тем более что демонстрация портфолио сегодня является одной из форм аттестации.
Но и без творчества здесь никак нельзя обойтись, ведь одни только сухие цифры, таблицы и диаграммы не смогут отобразить личность учителя. Четвёртым разделом портфолио учителя может быть раздел «Воспитательная деятельность». В этом разделе можно отразить результаты воспитательной деятельности педагога. Здесь можно рассказать, какие воспитательные программы использует классный руководитель, к каким результатам пришли его воспитанники, как изменился уровень воспитанности детей за несколько лет работы с ними,если педагог является классным руководителем в одном и том же классе.
Пятым разделом портфолио учителя может быть «Тиражирование опыта ». Может быть, это не самое интересное название раздела, но здесь, по-моему, можно разместить ссылки на те программы, проекты, курсы, разработки уроков, воспитательных мероприятий и родительских собраний, которые учитель разработал и успешно реализовал сам, а теперь может поделиться своим опытом с другими коллегами. Конечно, возникает опасность того, что другие могут «присвоить» авторство себе. Но тогда можно только посоветовать настоящему автору не бояться опубликовывать свои работы, тогда будет больше уверенности, что «кражи авторства» не произойдёт.
Шестым разделом можно сделать раздел «Профессиональный рост учителя».В этом разделе возможно размещение сведений об участии и результатах педагога во всевозможных творческих и профессиональных конкурсах, о курсах повышения квалификации, пройденных педагогом. Рассказывая о своих победах в различных конкурсах, будет уместным, на мой взгляд, разместить те грамоты, дипломы и благодарности, полученные педагогом. Это сделает портфолио более красочным и убедительным.
Чтобы портфолио был интересен и понятен, язык, которым пишутся все материалы, не должен быть особенно загружен различными терминами. Ведь мы должны рассчитывать на то, что наш портфолио будет доступен представителям общественности. А это значит, что он  поможет любому члену нашего общества получить представление о людях, работающих сегодня  в современной школе, особенно остро этот вопрос стоит сегодня перед родителями, которые выбирают образовательное учреждение для своих детей. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребёнка обучали высококвалифицированные, талантливые, творческие педагоги, способные не просто передавать ученикам свои знания, а готовые помочь родителям сформировать и воспитать личность.
А теперь попробую предвосхитить вопрос о том, скакой регулярностью необходимо пополнять и обновлять портфолио. Мне кажется, что это вопрос индивидуальный, ведь трудно предугадать творческую активность педагога. Но, думаю, что вносить изменения в свой портфолио необходимо не реже, чем один раз в месяц. Потому что практически каждый месяц происходят какие-либо изменения в деятельности педагога, поэтому, чтобы не упустить ни одного важного события, их необходимо регулярно вносить в портфолио.
Тогда появляется другой вопрос: где взять время для этой кропотливой работы? Не могу не согласиться с моими коллегами, что особенно в последнее время труд педагога становится всё более и более трудоёмким, так как на школу в современном обществе перекладывается всё большее количество функций, которые не всегда выполняет семья. Поэтому учителю приходится ускорять темп работы, чтобы всё успевать. Кстати, когда я убеждала мужа приобрести домой компьютер, я мотивировала это своё решение тем, что смогу меньше времени тратить на подготовку к урокам и больше времени буду посвящать семье. Но этого, к сожалению, не происходит. Как шутит мой муж, просто рабочее место переехало от стола письменного к столику компьютерному. И, мне кажется, подобная ситуация сложилась не только у меня, а у многих моих коллег.
Так вот, возвращаясь к работе над портфолио, ещё раз хочу сказать, что эта работа должна носить планомерный и регулярный характер.
 Подводя итог всему сказанному мною о портфолио, хочу ещё раз подчеркнуть, что работа над портфолио учителя помогает ему увидеть систему своей образовательной, воспитательной и творческой деятельности, помогает планировать время и анализировать итоги работы, позволяет выделить свои дефициты и опять-таки спланировать работу по их устранению.
Таким образом, я прихожу к выводу о том, что портфолио учителю, безусловно, нужен, но работа над ним должна быть системной, постоянной, а не периодической, только по случаю аттестации или участия в конкурсе.
И в самом конце своего рассуждения, пользуясь случаем, хочу пожелать всем своим коллегам материального благополучия, творческого поиска, душевного равновесия, умных и благодарных учеников и родителей. Помните, что «все профессии от человека, и только три из них от Бога – учить, лечить и судить».


Комментариев нет:

Отправить комментарий